ФГОС. Функциональная грамотность
Советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук Алексей Алексеевич Леонтьев дал определение понятиям «функциональная грамотность» и «функционально грамотный человек»:
- функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;
- функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Кроме того существует ещё три критерия оценки образовательных достижений обучающихся:
- финансовая грамотность – совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение нового знания, эффективных решений и инновационных стратегий.
- глобальные компетенции – сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Функциональная грамотность является основой нового направления в проверке знаний обучающихся, основанного на Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. В исследовании оценивается, способность обучающихся использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала. Российская Федерация принимает участие в исследовании PISA, начиная с 2000 года. В 2021 году прошёл 8-й цикл исследования. Основное внимание было уделено оценке математической грамотности 15-летних учащихся.
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Федеральный уровень
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государсвенного образовательного стандарта основного общего образования»
Проект Примерной основной образовательной программы начального общего образования
Проект Примерной основной образовательной программы основного общего образования
Региональный уровень
Приказ Депртамента образования Ярослаской области от 17.09.2021 года № 282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Региональный план мероприятий (дорожная карта), направленных на введение обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской облати в 2021-2022 году
План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Муниципальный уровень
Приказ Управления образования Администрации города Переславля-Залесского от 12.11.2021 года №908а/01-04 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Муниципальный план мероприятий (дорожная карта), направленных на введение обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях городского округа город Переславль-Залесский, в 2021-2022 году
Локальные акты
-
Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся
-
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения Глебовской основной школы на 2022 год